Веб-ресурс больше не поддерживается

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

Двадцать шестая сессия Ассамблеи Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО


(ЮНЕСКО, Париж, 22 июня — 5 июля 2011 года)

Основные итоги


26-я сессия Ассамблеи МОК состоялась в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО с 22 июня по 5 июля 2011года. Сессии Ассамблеи МОК предшествовало однодневное заседание 44-й сессии Исполнительного совета МОК (21 июня)

В 26-й сессии Ассамблеи МОК принимала участие Российская делегация в составе:

Фролов А.В.(руководитель делегации) - руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Студенецкий А.С. (заместитель руководителя делегации) - ответственный секретарь Межведомственной национальной океанографической комиссии Российской Федерации, начальник отдела Минобрнауки России, Постнов А.А. (заместитель руководителя делегации) - заместитель директора Государственного океанографического института Росгидромета, академик Акуличев В.А. - директор Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, Бубынин М.Д. - директор Координационно-аналитичекого центра ФГУ НИИ РИНКЦЭ Минобрнауки России, Михайлов Н.Н. - директор Центра океанографических данных , ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета, вице-председатель МОК ЮНЕСКО, Смоляницкий В.М. - заведующий лабораторией Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета, Сычев В.И.- начальник отдела Российского государственного гидрометеорологического университета, Шаповалов С.М. - руководитель Центра по координации океанологических исследований РАН

В начале сессии представители государств-членов МОК почтили память выдающихся личностей, которые участвовали в работе Комиссии и ушли из жизни в прошлом году, в том числе известного российского специалиста в области морского права Анатолия Лазаревича Колодкина (1928-2011гг).


1. Итоги празднования 50-летия МОК

Ассамблея подвела итоги празднования 50-летия МОК и отметила, что юбилейные мероприятия помогли МОК добиться всемирного признания ее деятельности и способствовали осознанию общественностью проблем, касающихся исследований, мониторинга и охраны океана и прибрежных зон. На торжественном закрытии годовщины празднования 50-летия МОК среди 43 награжденных юбилейной медалью, посвященной 50-летию МОК, пять российских специалистов: М.К. Иванов (зав. кафедрой МОК ЮНЕСКО, МГУ), адмирал А.А.Комарицын (бывший начальник ГУНиО), Ю.В.Олюнин (сотрудник Секретариата МОК), А.Я.Толкачев (бывший сотрудник Секретариата МОК), чл.-корреспондент РАН Г.Б.Удинцев (ГЕОХИ РАН). В докладе исполнительного секретаря МОК отмечен вклад России в мероприятия по 50-летию МОК, в том числе успешное проведение Международной конференции «50 лет развития образования и просвещения для формирования будущего океанов и прибрежных территорий» в Санкт-Петербурге (27-30 апреля 2010 г.). В отчете МОК за 2010 г. выражена признательность Российской Федерации за активное участие, и отмечены проведение экспедиций под флагом ЮНЕСКО, фестиваль подводных фильмов, конкурс детских рисунков на тему “Космос и Океан”, изготовление и распространение материалов под логотипом годовщины и др.


2. Проект программы и бюджета МОК на 2012-2013 гг.

Ассамблея рассмотрела и одобрила проект программы и бюджета Комиссии на 2012-2013гг., которые были подготовлены с учетом решений 43-й сессии Исполнительного совета МОК, Среднесрочной стратегии МОК на 2008-2013гг, среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2008-2013гг и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 65/37 «Океаны и морское право».

В принятой Резолюции XXVI-12 «Приоритетные направления и стратегия МОК на двухлетний период и проект программы и бюджета на 2012-2013гг», Ассамблея призвала Генерального директора ЮНЕСКО при подготовке программы и бюджета ЮНЕСКО на 2012-2013гг. сохранить бюджет МОК в размере 10.767.100долларов и выделить в программе ЮНЕСКО деятельность МОК в качестве основного направления деятельности ЮНЕСКО под названием «ЮНЕСКО МОК: укрепление МОК с целью укрепления межправительственного сотрудничества, направленного на управление и защиту океанов и прибрежных зон в интересах государств-членов». Ассамблея призвала государства-члены МОК поддержать эти предложения МОК на 187-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО (25 октября-10 ноября 2011г.) и 36-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО при рассмотрении программы и бюджета ЮНЕСКО на 2012-2013гг (36 С/5). Ассамблея одобрила приоритеты и стратегию деятельности МОК на двухлетний период, 2012-2013гг. и поддержала инициативу Исполнительного секретаря по разработке среднесрочной стратегии МОК на 2014-2019гг. Основные цели программы МОК на 2012-2013гг. включают: предотвращение и уменьшение последствий опасных природных явлений; уменьшение последствий и адаптация к изменениям и изменчивости климата; сохранение здоровья морских экосистем и методы управления и политическая деятельность, направленные на сохранение устойчивости морской и прибрежной среды и морских ресурсов.


3. Деятельность региональных вспомогательных органов МОК

Ассамблея рассмотрела предложения Межсессионной рабочей группы, созданной для проведения объективной и всеобъемлющей оценки региональной деятельности МОК на основе предложений государств-членов МОК. Наибольших успехов добились МОКАРИБ и ВЕСТПАК. В принятой резолюции XXVI-1 «Укрепление региональных вспомогательных органов МОК» Ассамблея одобрила Региональную стратегию Комиссии для улучшения деятельности региональных органов МОК, включающую деятельность региональных секретариатов, финансовую и логистическую поддержку региональной деятельности со стороны государств-членов и определение приоритетов и программ, в которых страны готовы участвовать и оказывать поддержку. Региональная деятельность должна осуществляться в тесном сотрудничестве с другими организациями ООН, проектами по крупным морским экосистемам и другими региональными программами. Ассамблея призвала государства-члены оказывать всемерную поддержку деятельности региональных органов МОК. Ассамблея рассмотрела итоги заседаний Подкомиссии МОК для Карибского бассейна и прилегающих регионов ((МОКАРИБ-XI) и Регионального комитета МОК для западной части Индийского океана (ИОКВИО-VIII). Ассамблея приняла решение создать Подкомиссию для Африки и Региональное бюро МОК для Африки и распустить Региональный комитет МОК для центральной восточной Атлантики и Региональный комитет МОК для западной части Индийского океана. (ИОСЕА и ИОСИО) (Резолюция XXVI-3 Подкомиссия МОК для Африки, включая прилегающие островные страны).


4. МОК и морское право

Ассамблея отметила, что Консультативная группа экспертов МОК по морскому праву (МОК/АБЕ-ЛОС) является важным механизмом для консультаций Комиссии относительно ее роли и деятельности в контексте Конвенции ООН по морскому праву. Документы этой группы нашли широкое признание на соответствующих форумах ООН. Вместе с тем, учитывая появление новых проблем, касающихся морского права и морских научных исследований, относящихся к компетенции МОК, Секретариат МОК распространил вопросник относительно будущего круга ведений МОК/АБЕ-ЛОС. Поскольку на вопросник ответило небольшое число государств-членов (Россия представила Секретариату МОК заполненный вопросник), Ассамблея в принятой Резолюции XXVI-4 «Деятельность Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (АБЕ-ЛОС)» предложила вновь распространить вопросник по деятельности АБЕ-ЛОС и призвала государства-члены представить ответы до 31 октября 2011г. Ассамблея просила Межсессионную рабочую группу провести анализ ответов стран и подготовить доклад и предложения по будущей деятельности АБЕ-ЛОС для рассмотрения на 45-й сессии Исполнительного совета МОК.


5. Вклад МОК в подготовку Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио + 20)

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/64/236, в соответствии с которой планируется провести в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия, Конференцию Органи¬зации Объединенных Наций по устойчивому развитию (КУРООН), также известную как «Рио+20». МОК получила прямую аккредитацию на участие в процессе подготовки к Конференции. Государства-члены ООН определили две темы Конференции: (1) экологически здоровая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты; и (2) организационные рамки для устойчивого развития. Ответственность за процесс подготовки и организацию Конференции возложена на Комиссию ООН по устойчивому развитию. Несмотря на то, что, как ожидается, основный документ, который предстоит принять в Рио-де-Жанейро, будет в большей степени носить характер политической декларации, чем плана работы, он, тем не менее, предоставит возможность для демонстрации роли океанов в вопросах устойчивого развития и для укрепления мандата МОК в этом отношении. Ассамблея приняла Резолюцию XXVI-5 «Подготовка к Конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 г.», в которой изложено Заявление МОК « Особый вклад МОК в устойчивое развитие» для представления подготовительному комитету Конференции, международным организациям и странам-членам МОК. Ассамблея призвала государства-члены принять активное участие в подготовке к Конференции Рио+20 и обратить особое внимание на важное значение океанов для устойчивого развития и роли МОК в соответствии с принятым Заявлением МОК.


6. Системы предупреждения и смягчения последствий опасных океанических явлений и региональные системы предупреждения о цунами.

Ассамблея рассмотрела последствия недавних землетрясений и цунами в Чили, Гаити, Индонезии, Японии, Новой Зеландии, Самоа, Американском Самоа и Тонга и деятельность региональных систем предупреждения о цунами в прибрежных районах Карибского бассейна и прилегающих регионов (МКГ/КАРИБ-СРП), в Индийском океане (МКГ/СПЦИО, в Северо-Восточной Атлантике, Средиземном и прилегающих морях (МКГ/СПЦСВАСМ) и в Тихом океане (МКГ/СПЦТО)

Ассамблея рассмотрела, в частности, результаты 24-й сессии МКГ/СПЦТО (Пекин, Китай, 24 27 мая 2011 г.), в котором принимала участие российская делегация. МКГ/СПЦТО призвала государства-члены обеспечить прочное партнерство на основе четко определенных обязанностей между всеми заинтересованными сторонами, в частности между национальными центрами предупреждения о цунами (НЦПЦ) и бюро по борьбе с бедствиям (БББ). Группа также постановила провести 9-10 ноября 2011 г. учение «Тихоокеанская волна-11» с целью оценки готовности к реагированию на цунами местного/регионального генезиса, а также проверить новые экспериментальные продукты СПЦТО. Кроме того, МКГ приняла решение создать в рамках МКГ/СПЦТО Субрегиональную систему предупреждения о цунами и смягчения их последствий в регионе Южно-Китайского моря и приняла предложение Российской Федерации о проведении 25-й сессии МКГ/СПЦТО во Владивостоке в 2013 г.

В принятой резолюцию XXVI-7 «Глобальная координация систем раннего предупреждения и уменьшения последствий цунами и других опасных явлений, связанных с уровнем моря», Ассамблея отметила трудности в предупреждении о цунами, возникающих вблизи побережий, подчеркнула важное значение для расчета добегания и распространения волн цунами батиметрических и топографических данных высокого разрешения для морского дна и прибрежной зоны, а также существующие проблемы, связанные с оперативным обменом данными, связанными с опасными явлениями, что ограничивает возможности для защиты населения и собственности в зонах, подверженных риску. Ассамблея также отметила публикацию в Технической серии МОК 91 « Списка определений и терминов, относящихся к опасным явлениям, связанными с уровнем моря», одобрила рекомендации региональных межправительственных координационных групп по цунами и решила продлить на следующий межсессионный период работу Рабочей группы по предупреждению и уменьшению последствий цунами и других опасных явлений, связанных с уровнем моря. Ассамблея призвала государства-члены оказывать всемерную поддержку системам предупреждения о цунами и других опасных явлениях, связанных с уровнем моря, оперативно обмениваться данными, важными для предупреждения и уменьшения последствий цунами и других опасных явлений, связанных с уровнем моря, в соответствии с политикой МОК в области обмена океанографическими данными. Ассамблея призвала также государства-члены своевременно представлять странам, которые подверглись воздействию цунами, данные обследования происшедших цунами и землетрясений и включать в состав национальных делегаций на совещания межправительственных координационных групп и межсессионную деятельность этих групп представителей национальных учреждений, занимающимися опасными явлениями. Ассамблея просила государства-члены представить Исполнительному секретарю МОК информацию о национальных контактах для обмена информацией об угрозах цунами в региональных системах предупреждения о цунами


7. Вандализм в отношении буев для сбора океанических данных

Ассамблея приняла резолюцию XXVI-6 «Вандализм в отношении буев для сбора данных: статистика происшествий, последствия и меры реагирования». В этой резолюции Ассамблея обратила внимание на озабоченность, высказанную на 62-й сессии Исполнительного совета ВМО, а также другими международными организациями, в связи с участившимися случаями преднамеренного и непреднамеренного вандализма в отношении океанических буев, осуществляющих океанографические и метеорологические наблюдения. Ассамблея отметила критическую значимость океанических буев в качестве важного элемента систем наблюдений в океане, необходимых для слежения за штормовыми нагонами, цунами и улучшения знаний о погоде, климате и экосистемах. Ассамблея призвала государства-члены и соответствующие международные организации усилить разъяснительную работу среди организаций и населения относительно большой практической и научной значимости океанических систем наблюдений и разработать меры и по предотвращению повреждений океанических систем наблюдений. Ассамблея призвала Исполнительного секретаря МОК и Генерального секретаря ВМО организовать сбор информации относительно вандализма и его последствий для океанических систем наблюдений и представить доклад Генеральной Ассамблеи ООН «Вандализм в отношении наблюдательных океанических буев: статистика происшествий, последствия и меры реагирования» с целью принятия совместных мер со стороны ООН по этому важному вопросу.


8. Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО)

Ассамблея вновь выделила эту программу в качестве приоритетной в деятельности МОК, подчеркнув критическую значимость наблюдений в океане для обеспечения службы безопасности на море, уменьшения риска опасных морских явлений, таких как цунами и штормовые нагоны, а также важность систематических наблюдений в океане для реализации задач Конвенции по биоразнообразию, мониторинга, изучения и прогнозирования изменений климата, управления морскими экосистемами и морским биоразнообразием, мониторинга и оценки океанического углерода, закисления океана и поддержки Глобального процесса ООН по оценке состояния морской среды. Принимая во внимание происшедшие в последние годы организационные изменения, относящиеся к ГСНО, в частности создание в 1999г СКОММ, укрепление взаимодействия ГСНО и Программы региональных морей ЮНЕП, сотрудничество с МСНС, а также предложения 10-й сессии Межправительственного комитета по Глобальной системе наблюдений за океаном (М-ГСНО) (Париж, 20 июня 2011 г.), в которой принимал участие представитель России, Ассамблея приняла Резолюцию XXVI-8 «Укрепление и совершенствование управлением ГСНО». В Резолюции отмечается, что развитие ГСНО должно основываться на имеющихся достижениях в качестве цельной системы, объединяющей глобальные, региональные и прибрежные наблюдения и продукцию, и интегрирующей все имеющиеся доступные данные наблюдений. ГСНО должна играть важную роль в предоставлении данных и продукции, необходимых для реализации Конвенции ООН об изменений климата, включая опасные явления, Конвенции по биоразннообразию, Программы СОЛАС и региональных конвенций таких, как Конвенции и Планы действий Программы региональных морей ЮНЕП, а также Регулярного процесса ООН по оценке состояния морской среды. В принятой резолюции Ассамблея вновь подтвердила основную роль МОК в развитии ГСНО в сотрудничестве с ВМО, ЮНЕП и МСНС и решила, что руководящие органы МОК должны непосредственно руководить программой ГСНО. В этой связи Ассамблея приняла решение распустить с 31 декабря 2011г. М-ГСНО и научно-руководящий комитета ГСНО и создать с 1 января 2012г. Руководящий комитет ГСНО, который должен ежегодно предоставлять руководящим органам МОК доклады о прогрессе в развитии программы ГСНО. Ассамблея одобрила полномочия Руководящего комитета, который будет выступать в качестве группы экспертов. Руководящий комитет ГСНО будет состоять из 15 членов. 5 экспертов будут назначены 5 электоральными группами МОК, и 10 экспертов будут назначены Исполнительным секретарем совместно с руководящими лицами МОК, принимая во внимание географическую и гендерную представленность.


9. Совместная техническая комиссия ВМО-МОК по океанографии и морской метеорологии (СКОММ)

На основании рекомендаций СКОММ Ассамблея приняла Резолюцию XXVI-9 «Назначение Региональных центров МОК-ВМО по морским приборам», в которой одобрены Процедуры по официальному признанию региональных центров по морским приборам (РЦМП) и Полномочия РЦМП. Этой резолюцией Ассамблея одобрила назначение в качестве региональных центров по морским приборам Национального центра морских стандартов и метрологии в Тянжине, КНР для Азиатско-тихоокеанского региона и Национального центра по буям в Миссисипи, США для северной и центральной Америки. РЦМП создаются для удовлетворения потребностей различных океанографических и климатологических программ в проведении высококачественных морских метеорологических и океанографических измерений, а также содействия в проведении интеркалибрации инструментов и сохранения набора стандартных метеорологических и океанографических инструментов в целях достижения высокого качества океанических наблюдений. Ассамблея призвала государства-члены рассмотреть возможность создания таких региональных центров в соответствии с одобренными процедурами


10. Всемирная программа исследования климата ВМО-МОК-МСНС (ВПИК)

Ассамблея обратила особое внимание на прогрессе выполнения программы КЛИВАР, вкладе ВПИК в четвертый доклад об оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), изучение региональных изменений уровня моря, подготовку открытой научной конференции ВПИК в Денвере, США, 24-28 октября 2011г. Будущая деятельность ВПИК будет направлена на усилении исследования роли океанов в системе Земля, совершенствование научных знаний, необходимых для устойчивого развития, совершенствование региональных, сезонных и десятилетних прогнозов, а также создание потенциала для эффективного применения научных знаний. Ассамблея признала, что изменение климата является одной из самых важных проблем, стоящих перед мировым сообществом, и подтвердила намерение МОК и дальше оставаться одним из спонсоров ВПИК.


11. Подготовка к проведению Международного полярного десятилетия (МПД)

Ассамблея рассмотрела призыв Арктического совета о проведении Международного полярного десятилетия и решение 16-го Конгресса ВМО об участии ВМО в планировании Международного полярного десятилетия. Ассамблея отметила ряд проблем в области океанографии, актуальных для полярных районов, и в частности текущее закисление океана, сокращение площади арктического морского льда в летний период, а также последствия этих климатических изменений для морских экосистем. В глобальной деятельности по океанографическому мониторингу сохраняются значительные пробелы в отношении Северного Ледовитого и Южного океанов, в том числе в рамках ГСНО, СКОММ и ОБИС. Ассамблея одобрила участие МОК в планировании МПД совместно с ВМО и другими организациями и участие представителей МОК. Ассамблея просила Исполнительный совет МОК на его 45-й сессии рассмотреть готовящийся концептуальный документ по МПД в целях определения механизмов и степени участия МОК в этой инициативе.


12. Международный обмен океанографическими данными и информацией (МООД)

Политика МОК в области обмена океанографическими данными была утверждена в Резолюции XXII-6 (2003г.). На основании проведенного МООД обзора, в котором участвовало 65 НЦОД МООД, в период 2009-2010гг. 61% НЦОД проводила политику МОК, 23% дали отрицательный ответ и 16% не могли ответить конкретно. Ассамблея призвала государства-члены применять политику МОК в области обмена океанографическими данными.

Ассамблея рассмотрела и одобрила рекомендации 21-й сессии Комитета МОК по МООД (23-28 марта 2011г. Льеж, Бельгия), в которой участвовали российские специалисты. В принятой Резолюции XXVI-10 «Международный обмен океанографическими данными и информацией (МООД)» Ассамблея отметила тесную связь МООД со СКОММ, сотрудничество с ВМО, в частности, по Порталу МООД по океаническим данным, успех проекта ОДИН (Сети океанографических данных и информации) и учебной программы МООД. Ассамблея поддержала дальнейшую работу Бюро МООД в Бельгии, одобрила создание группы экспертов МООД по Океанической биогеографической информационной системе (ОБИС) и Бюро по проекту ОБИС в ун-те Рутгерса США и внесла изменения в полномочия Комитета МООД, включив ссылку на Политику МОК в области обмена океанографическими данными. Ассамблея призвала государства-члены усилить участие в МООД путем укрепления национальных центров океанографических данных (НЦОД), служб управления морской информацией (морские библиотеки) и центров ОБИС. Ассамблее призвала страны сотрудничать с Порталом океанических данных МООД и проектами ОДИН и учебными программами МООД. Ассамблея приняла предложение Индии создать Международный учебный центр в области оперативной океанографии. Ассамблея призвала страны помочь в выполнении плана МООД на 2011-2013гг, путем внебюджетных финансовых вкладов и прикомандирования экспертов в Бюро МООД и Бюро МООД по проекту ОБИС. Ассамблея просила Комитет МООД скорректировать политику МОК в области обмена океанографическими данными с учетом новых решений Международного научного совета (МСНС) по деятельности Мировых центров данных (МЦД) и обновить Стратегический план МОК по управлению океанографическими данными и информацией (2008-2011гг).


13. Океаническая биогеографическая информационная система (ОБИС)

На 25-й сессии Ассамблеи МОК было решено включить ОБИС в программу МООД. ОБИС была создана в качестве компонента по интеграции данных в рамках проекта «Перепись морской жизни (ПМЖ)» - 10-летняя программа изучения морского биоразнообразия, в которой участвовало 2700 специалистов из 80 стран. ОБИС является глобальной сетью региональных, тематических и технических подразделений, координация которых обеспечивается международным секретариатом, действующем при Институте морских и прибрежных наук Ратджерского университета штата Нью Джерси, США. Многие мероприятия ОБИС, особенно связанные с открытыми океанами, осуществляются в рамках Глобальной инициативы по морскому биоразнообразию, которая координируется Международным союзом охраны природы (МСОП). Ассамблея отметила, что благодаря ОБИС, МООД сможет играть определенную роль в обобщении информации в области морского биоразнообразия и обеспечивает ОБИС статус межправительственной структуры. Ассамблея призвала государства-члены оказать внебюджетную поддержку ОБИС.


14. Вопрос о фертилизации океана

В течение нескольких лет этот вопрос рассматривается на заседаниях руководящих органов МОК по инициативе Международной морской организации, которая осуществляет функции Секретариата Лондонской конвенции и Лондонского протокола. В 2008 году в рамках этих соглашений была принята резолюция, в которой заявляется, что, учитывая современное состояние знаний, деятельность в отношении фертилизации океана, кроме чисто научных исследований, не должна допускаться

Роль МОК в этом вопросе состоит в реагировании и консультациях относительно научной и технической информации. МОК совместно с другими организациями подготовила и выпустила в январе 2011году Научное резюме МОК для лиц, ответственных за разработку политики, а также краткий научный доклад по состоянию знаний в отношении фертилизации океана, которые были одобрены на этой сессии Ассамблеи МОК.


15. Вынос питательных веществ из водосборных бассейнов

На 25-й сессии Ассамблеи МОК был принят план работы для комплексных исследований, касающихся загрязнения питательными веществами прибрежных вод, с уделением особого внимания прибрежной эвтрофикации и воздействию выноса питательных веществ на прибрежные экосистемы. Руководящий комитет МОК по этому проекту подготовил уточненный план под названием «Программа по изучению воздействия питательных веществ на прибрежные зоны» (ПИВПВПЗ). Пересмотренный план является вкладом МОК в Глобальное партнерство по управлению питательными веществами (ГПУПВ), в котором участвуют многие международные организации. Ассамблея одобрила Программу по изучению воздействия питательных веществ на прибрежные зоны, в качестве интеграционной программы, объединяющей МОК и другие международные программы. Ход выполнения программы и деятельности Руководящего комитета по этому проекту будут рассмотрены на 27-й сессии Ассамблеи МОК в 2013 году.


16. Участие МОК в Регулярном процессе глобального освещения и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты.

65-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2010 года приняла Резолюцию 65/37, в соответствии с которой предлагается: (1)провести первую комплексную оценку в 2014 году, (2) учредить Специальную рабочую группу с участием всех-государств членов ООН для обеспечения контроля за осуществлением регулярного процесса, (3) пригласить МОК, ЮНЕП, ММО и ФАО оказать научно-техническую поддержку регулярному процессу (4) создать группу экспертов для подготовки докладов об оценке. (5) назначить ООН-ДОАЛОС (Департамент ООН по морским вопросам и морскому праву) в качестве секретариата регулярного процесса и (6) учредить целевой фонд ООН для поддержки регулярного процесса. Механизм осуществления процесса будет включать серию региональных семинаров в период до апреля 2012г. и создание Президиума в составе 15 государств для надзора за работой Группы экспертов. Ассамблея определила потенциальное участие МОК в оказании научно-технической поддержки регулярному процессу, в частности в области информации и управления океанографическими данными, организации региональных семинаров по вопросам регулярного процесса, осуществлении мероприятий по созданию потенциала и предоставления научных материалов Группе экспертов по регулярному процессу. Ассамблеи поручила Исполнительному секретарю продолжить консультации с ООН-ДОАЛОС по определению форм участия МОК в регулярном процессе и подготовить доклад для 45-й сессии Ассамблеи МОК


17. Программа по вредоносному цветению водорослей (МГВЦВ)

Ассамблея рассмотрела рекомендации десятой сессии Межправительственной группы МОК по вредоносному цветению водорослей (ЮНЕСКО, Париж, 12-14 апреля 2011 г.). В программе МОК по ВЦВ участвует около 400 человек, входящих в состав ее рабочих групп. Регулярно издается «Информационный1 бюллетень о вредоносных водорослях». На предстоящий двухлетний период определены приоритеты программы ВЦВ, включающие региональные проекты, мониторинг биотоксинов, научные исследования, вредоносные водоросли и опреснение морской воды, таксономия водорослей, вредоносные водоросли и глобальные изменения, губительные для рыб, морские водоросли, перенос некоторых видов в результате деятельности человека. В принятой Резолюции XXVI-11 «10-я сессия Межправительственной группы МОК по вредоносному цветению водорослей (МГ ВЦВ)» Ассамблея одобрила рекомендации 10-й сессии МГ ВЦВ и, в частности, план работы МГВЦВ на 2012-2013гг. и призвала государства-члены участвовать в региональных группах ВЦВ и группе по мониторингу и управлению биотоксинами. Ассамблея поддержала дальнейшее сотрудничество со СКОР по научной программе «Глобальная экология и Океанография вредоносного цветения водорослей». Ассамблея рекомендовала провести 11-ую сессию МГВЦВ перед 27-й сессией Ассамблеи МОК


18. Программа по комплексному управлению прибрежными районами (ИКАМ)

Ассамблея рассмотрела ход выполнения программы за последние 10 лет и признала необходимым пересмотреть цели программы, учитывая развитие экосистемных подходов к комплексному управлению прибрежными районами, развитие морского пространственного планирования (МПП) для управления океаном в различных масштабах и воздействие изменений климата и адаптация к ним. Ассамблея одобрила предлагаемые цели программы, но указала, что программная цель 1 должна быть сформулирована следующим образом: «Цель 1: Наращивание коллективного потенциала для реагирования на изменения, задачи и проблемы, связанные с прибрежной и морской средой, путем дальнейшей разработки таких научно-обоснованных методов управления, как комплексное управление прибрежными районами, морское пространственное планирование, управление, основанное на экосистемном подходе, включая крупные морские экосистемы». Ассамблея выявила ряд аспектов, которые требуют укрепления в рамках Программы ИКАМ, включая оценку пользы ИКАМ для общества, интеграцию ИКАМ в региональные вспомогательные органы МОК и оценку осуществления ИКАМ на национальном уровне. Ассамблея призвала к дальнейшему сотрудничеству ИКАМ с такими программами МОК, как МООД и ГСНО, а также с Программой ЮНЕСКО по морскому всемирному наследию и с другими секторами ЮНЕСКО.


19. Всемирная ассоциация морских станций (ВАМС)

Всемирная ассоциация морских станций является новой инициативой, которая направлена на объединение существующих региональных сетей морских научных станций в скоординированную организацию для решения глобальных проблем, касающихся океанов, региональных морей и побережий. В состав руководящей группы ВАМС входят представители таких региональных сетей, как Европейская сеть морских научно-исследовательских институтов и станций (MARS), Сеть морских лабораторий Северной Америки (NAML), Тропическая морская сеть (TMN), Японская ассоциация по морской биологии (JAMBIO) и Партнерство в целях наблюдения за мировым океаном (ПОГО). Ассамблея приветствовала инициативу ВАМС и поддержала осуществление совместных мероприятий МОК и ВАМС.


20. Выборы должностных лиц Комиссии и членов Исполнительного совета

Председателем Комиссии был избран д-р Пён Сан Гён (Республика Корея).

Заместителями председателя Комиссии избраны:

Д-р Петер Хёуган (Норвегия) (Группа I)

Д-р Атанас Палазов (Болгария) (Группа II)

Капитан Фредерико Антониу Сараива Ногуэйра (Бразилия) (Группа III)

Д-р Ютака Мичида (Япония) (Группа IV)

Д-р Бливи (Того) ( Группа V).

В состав Исполнительного совета от Избирательной группы II (центральная и восточная Европа) были избраны Российская Федерация и Хорватия.

Ассамблея решила провести 45-ю сессию Исполнительного совета с 25 по 29 июня 2012 г. , 27-ю сессию Ассамблеи с 26 июня по 9 июля 2013 г. и 46-ю сессию Исполнительного совета 25 июня 2012 г.

В межсессионный период Исполнительный секретарь предложила государствам-членам обменяться мнениями и опытом в отношении создания и работы национальных океанографических комиссий. Ассамблея согласилась включить в повестку дня следующей сессии Исполнительного совета МОК в 2012 г. пункт, посвященный укреплению и работе национальных океанографических комиссий.