Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Научно-исследовательский институт – Республиканский
исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
X МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Нормативно-правовые основы функционирования системы

Утверждено
Постановление главы
администрации края
от 10.08.98 № 311

ПОЛОЖЕНИЕ
об экспертизе в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в Хабаровском крае




I. Общие положения


1.1. Экспертиза в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в Хабаровском крае (далее - экспертиза) представляет собой специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность, направленную на информационное обеспечение решений по важнейшим проблемам научно-технического, производственно-технологического и социально-экономического развития края,

1.2. Экспертиза является составной частью механизма формирования и реализации научно-технической, производственно-технологической и социально-экономической политики в крае.

1.3. Экспертиза представляет собой систему практического применения официально установленных и регламентированных правил и процедур подготовки экспортно-аналитических данных по вопросам научной, научно-технической, инновационной деятельности предприятий, учреждений, организаций Хабаровского края.

1.4. Экспертиза выполняется на договорных началах по обращениям государственных и негосударственных учреждений (фирм. фондов, ассоциаций), а также общественных организаций и физических лиц; заинтересованных в обоснованности принимаемых ими решений.

1.5. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных экспертных заключений, подготавливаемых на основе. анализа и обобщения мнений независимых экспертов по экспертируемой проблеме, исходя из полученного задания и относящихся к нему материалов.

1.6. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, а также настоящим Положением.


II. Задачи экспертизы


Основными задачами экспертизы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности являются:

  • организация и проведение комплексных экспертно-аналитических оценок научных, научно-технических и инновационных программ, а также результатов проведенных в крае работ в данных областях деятельности;
  • анализ возможных последствий реализации альтернативных вариантов решений, принимаемых на разных уровнях краевого руководства, местного самоуправления, негосударственных структур;
  • привлечение научного потенциала края к решению вопросов эффективности экспертной работы.

III. Цели экспертизы


Целями экспертизы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности являются:

  • экспертное обеспечение деятельности государственных и негосударственных предприятий и учреждений Хабаровского края, а также физических лиц;
  • объективная оценка научной, народнохозяйственной, социально-экономической значимости краевых программ, проектов и разработок, а также возможных последствий и результатов их выполнения;
  • научная и методологическая поддержкаэкспертной работы применительно к условиям Хабаровского края, изучение и применение имеющегося опыта проведения экспертизы.

IV. Объекты экспертизы


4.1. Объекты экспертизы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и характер проводимых применительно к ним экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае лицами, обращающимися к экспертизе.

4.2. Объектами экспертизы являются программы, проекты, разработки и другие работы, осуществление которых требует финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых затрат.

Приведенный перечень объектов экспертизы является открытым и может корректироваться участниками экспертного процесса в зависимости от конкретных условий жизнедеятелности края и стоящих перед ним проблем.


V. Субъекты экспертизы


5.1. Субъектами экспертизы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности являются юридические и физические лица.

5.2. По характеру своего участия в процессе экспертизы субъекты подразделяются на заказчиков (заявителей), организатоpa и исполнителей (экспертов).

5.3. Заказчиками экспертизы выступают органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и негосударственные предприятия (фирмы, фонды, ассоциации), общественные организации и физические лица, заинтересованные в получении экспертного заключения по определенному кругу вопросов.

5.4. Исполнителями экспертизы являются отдельные ученые и специалисты, научные организации, высшие учебные заведения, существующие или специально создаваемые экспертные формирования (советы, комиссии, творческие коллективы), общественные, коммерческие и иные организации, профессионально занимающиеся зкспертно-аналитической деятельностью.


VI. Организация экспертизы


6.1. Организационную основу экспертизы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности составляют отношения между ее субъектами - заказчикамии, организатором, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.

6.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание организатору, предоставляет необходимую для экспертизы информацию, обеспечивает финансирование проводимых экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения.

6.3. Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы в соответствии с принятой технологической схемой, осуществляет поиск экспертов и обеспечивает заключение договоров с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает экспертам информационную, техническую, нормативно-правовую поддержку, подготоавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение.

6.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, запрашивает у организатора при необходимости дополнительную информацию, подготавливает и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в договорных документах.

6.5. Экспертное заключение должно быть объективным и содержать следующие обязательные разделы: формулировку задачи экспертизы, принятые критерии оценок, собственно экспертные оценки, выводы и рекомендации.

6.6. К проведению экспертизы не могут привлекаться экспертные коллективы или отдельные эксперты, являющиеся участниками работ, по которым организуется и проводится экспертиза.

6.7. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции заказчика.

6.8. Организация экспертизы и взаимодействие участников экспертного процесса (заказчиков, организатора, исполнителей) осуществляется на принципах:

- системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методического обеспечения;

- независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы;

- соответствия используемой информационной и технической базы условиям проводимой экспертизы;

- комплексности и научной обоснованности экспертных оценок;

- гласности результатов экспертизы.


VII. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы


Нормативно-методическое обеспечение экспертизы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в Хабаровском крае включает законодательные и нормативно-npaвовые акты Российской Федерации и Хабаровского края, а также научно-методические разработки, регламентирующие отношения, между субъектами экспертизы.


VIII. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы


8.1. Спорные вопросы по существу проведенной экспертизы или ее организации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения экспертами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки в оценках и др.) рассматриваются заказчиком и организатором работ в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации и Хабаровского края.

8.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для применения административных или экономических санкций против ее организатора. и исполнителей (за исключением случаев, оговоренных гражданским законодательством Российской Федерации).

8.3. Финансирование краевых программ, проектов,. технических разработок, экспериментальных и других работ, получивших положительные официальные экспертные заключения, но оказавшихся малоэффективными в силу нераскрытых при экспертизе причин, не является основанием для применения экономических санкций против организатора или исполнителей экспертных работ.